Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей — инвалидов от 3 до 12 лет
Балбышева Е. В.
Наместникова С. А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы …………………………………………………………….. 3
- Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
- Цель, задачи, разделы программы …………………………………………..5
- Учебный план ……………………………………………………………….. 7
- Учебно - тематический план ………………………………………………...8
- Содержание изучаемого курса ……………………………………………..13
- Методическое обеспечение программы …………………………………...19
- Список литературы ………………………………………………………….21
- Приложение ………………………………………………………………….22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Радость детства».
Тип программы программа дополнительного образования.
Статус программы:общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.
Составители программы:
Назначение программы:программа дополнительного образованиядля детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Категория обучающихся: дети-инвалиды с тяжелыми и множественными нарушениями развития от 3 до 12 лет.
Объем учебного времени:Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения:очная.
Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы зависит от возраста и тяжести нарушения ребенка, и составляет от 15 до 30 минут.
Формы занятий: Занятия проводятся в группах и индивидуально
Объем программы : 360 часов
Режим занятий: 9 часов в неделю.
Формы контроля: проверка уровня интеллектуального и физического развития – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по прохождении 10 занятий и итоговый контроль по завершению программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа по программе осуществляется с детьми со слуховыми, сенсорными, опорно-двигательными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими нарушения развития различной степени выраженности.
Программа ориентирована на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации.
Актуальность: У детей дошкольного возраста в настоящий момент наиболее остро стоит проблема недостаточного развития когнитивных, эмоционально-волевых и речевых навыков, обусловленная различными отклонениями в развитии детей. Поэтому важную роль в образовательном процессе играет профилактика и коррекция нарушений различной этиологии.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Отличительные особенности программы: Авторы предлагаемой программы основываются на таких гуманистических взглядах, которые рассматривают человека не как инструмент производства материальных ценностей, а как самоценность, вне зависимости от его возможностей и недостатков. Именно поэтому обучение труду и профессиональной деятельности играет для человека с тяжелыми и множественными нарушениями, в первую очередь, роль инструмента самореализации в процессе его включения в жизнь общества. Овладение действиями с предметами создает основу для дальнейшего успешного обучения ребенка-инвалида в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и осуществления доступной трудовой деятельности. Успешность формируемых действий, общение и взаимодействие с окружающими людьми создают благоприятные условия социальной адаптации молодых людей с инвалидностью.
Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи.
Данная программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях.